Приказано выжить. Безопасность мотоциклиста

Приказано выжить. Безопасность мотоциклиста

В среде водителей мотоциклистов называют «хрустами», в ходу масса анекдотов про одноразовость байкеров. На сленге мотоциклистов автомобили называются нейтральнее — «коробками», а водятлы — «коробочниками». Мот внезапно появляется в зеркале заднего вида автомобиля и пугает, пробираясь в междурядье пробки.

Прикол в том, что почти каждый мотоциклист большую часть жизни проводит за рулем автомобиля, а многие коробочники время от времени отжигают на двух колесах.
Я не исключение и текст для тех, кто за рулем и для лучшего понимания поведения мотоциклистов.

Многие друзья и знакомые болеют мотолихорадкой, я привык объяснять — первое, что надо выучить: падать больно, лечиться долго, а ремонтировать мот дорого.

Когда вел передачи на радио, то каждую весну обязательно записывал передачу на одну и ту же тему — не надо садиться на мотоцикл, если это для понтов и острых ощущений. Понтов и ощущений можно нагрести с гораздо меньшим риском. Думаю, спас не одну душу и мне зачтется 

С теми же, кому закон не писан, хочу поделиться впечатлениями. Может, кому-то и поможет сберечь толику нервов и здоровья.

Попытался подытожить аспекты рисков езды на мотоцикле, основываясь опыте собственных путешествий, падений и травм.

Пунктов получилось довольно много (боюсь, что это только начало):

  1. Мотоцикл, вопреки устоявшемуся мифу, вовсе не так управляем, как хотелось бы. Легко он только разгоняется. Быстро остановить его — большая проблема. Особенности кинематики и меньшего пятна контакта двух колес. Резко тормознув перед мотоциклистом, водитель имеет хороший шанс принять на заднее стекло два центнера быстрого железа и центнер живого веса. Вам это надо? Поэтому мотоциклисты не ездят в кильватере автомобилей, а предпочитают двигаться в междурядье. Если не затормозить, то хотя бы юркнуть между машинами.
  2. С поворотами у мотоцикла тоже не все слава богу. Т.н., «лосиный тест» на большой скорости мотоцикл провалит. Поэтому резко отвернуть при быстром перестроении автомобиля у мотоциклиста не получится.
  3. Мот легко срывается в занос при торможении, и при двух колесах, в отличие от автомобиля, это часто заканчивается падением. При торможении заднее колесо мотоцикла разгружается и легко срывается. Мотоциклисты пользуются, как правило, передним тормозом. Самая частая причина аварий — т.н. panic brake, когда с перепугу машинально ударяешь по педали заднего тормоза. ABS избавила бы от множества мотоаварий, но эта система есть только на самых дорогих и продвинутых моделях мотов.

Но это только начало — очень многие поверхности скользят, как лед.

  • Мокрая разметка — пластиковая краска. Поэтому езда на мотоцикле в дождь — это квест. С тех пор, как езжу на мотоцикле, стал проявлять живой интерес к прогнозам погоды.
  • Рассыпанный на дороге песок будет не замечен автоводителем, но мотоциклист может разложиться на нем и получить незабываемый опыт на всю жизнь. Тормозить на мокрой поверхности, или на пятне масла, или песка — это, как на льду.
  • При низких температурах мотопокрышки дубеют и перестают держать дорогу. Почему мы не ощущаем этого на четырех колесах. Например, для себя я вывел правило убирать мот на зиму при снижении среднесуточной температуры ниже +7.

Я обо многом еще не написал, например, про обзорность, драйв, и т.п.
Все это приводит к тому, что большинство вменяемых мотоциклистов жестко и героически экипированы.

«Мясом наружу», т.е. в маечке, обычно катают начинающие лишь до первого падения… Оно же часто бывает и последним.

 

Пусть более опытные расскажут про составляющие элементы мотозащиты:

  • шлем
  • черепаха, рюкзак
  • наколенники (накладные, и мотоджинсы)
  • куртка, плечи и локти
  • мотоперчатки
  • обувь — мотоботы
  • защита мота — дуги и слайдеры, кофры
Категории: мото

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.